Обзор фильма "Кошмар"

Обзор фильма "Кошмар / Frightmare" (1974)

Director: Pete Walker
Cast: Sheila Keith; Rupert Davies; Deborah Fairfax; Kim Butcher; Leo Genn

"Если бы кто-то спросил: "Ты был режиссёром, покажи один из своих фильмов», я бы выбрал этот. Да, он жестокий, но в нём есть моральная история, которую я хотел донести, и она изложена предельно ясно. Я верю, что мне удалось донести свою мысль". (c) Пит Уокер

Кассовый успех и положительная критика "Дома Кнута/House of Whipcord" дало понимание Питу Уокеру в каком направлении ему нужно двигаться. Эротика не приносила солидных барышей, так что режиссёр решил отказаться от чередования триллеров и эротических фильмов и пойти по новому пути – снимать хоррор. В то время студия Хаммер находилась в упадке и отчаянно искала способы модернизации своего устаревшего готического продукта, момент казался идеальным для свежего взгляда на жанр хоррор. Хаммеровцы уже экспериментировала с психологическими триллерами, выдав в 60-х череду чёрно-белых триллеров, в 70-х продолжили выпуск триллеров, но уже снятых в цвете. Однако финансовый успех этих фильмов редко сравнивался с успехом их готических хорроров. Студия Хаммер были ограничены врождённой респектабельностью, которую они не могли преодолеть. Обнажёнка и насилие всё ещё сдерживались понятиями хорошего вкуса, а без этого не сделаешь успешный эксплуатационный фильм. Конечно, боссы Хаммер пытались слегка шокировать аудиторию своими фильмами, но этого было мало. Уокер хотел напугать публику до оцепенения и "вызвать отвращение" так, как это сделал в своё время "Психо/Psycho" Хичкока.
Ещё во время съёмок "Дома кнута" Уокер искал что-то, что ещё сильнее нарушило бы барьер хорошего вкуса. Он поручил сценаристу Дэвиду МакГилливрэю, с которым работал над "House of Whipcord", заняться этим, и тот позвонил ему с одним лишь словом: "каннибализм". Это может показаться банальной идеей для хоррора, но в 1973 году итальянские фильмы о каннибалах ещё не появились. Идея, однако, не возникла на пустом месте. Она была вдохновлена авиакатастрофой в Андах в 1972 году, где некоторые выжившие пассажиры и члены экипажа питались телами погибших. Каннибализм, вызванный необходимостью, уже сам по себе достаточно шокирующий, но патологический каннибализм, предложенный МакГилливрэем, определённо нарушил бы барьеры вкуса как в кинематографе, так и в гастрономическом плане! Уокеру понравилась идея МакГилливрэя и он начал работать над дизайном постера для фильма с рабочим названием "Покрытый кровью/Covered in Blood". "Главная цель, - вспоминает МакГилливрей, - заключалась в том, чтобы быть ещё отвратительнее, чем "Дом кнута". Мы стремились изобрести сцены, которые вызывали бы тошноту у зрителей, при этом не полностью отталкивая цензоров.
МакГилливрей боролся с сюжетом на протяжении всей осени 1973 года. "История была настолько нелепой, что потребовалось очень много времени, чтобы придать ей хоть какую-то правдоподобность", — вспоминает сценарист. К декабрю Уокер уже начал беспокоиться, требуя готовый сценарий. Поверхностное изучение психопатологии каннибализма показало, что это ни симптом психоза, ни наследственное состояние, но МакГилливрея это не остановило - он придумал термин "карибантропия", неизвестный медицинской науке. Приступая к финальной версии сценария, он всё ещё не знал, чем закончится история. Весной 1974 года его поспешный и почти не редактированный сценарий пошёл в производство под названием "Кошмарная ферма/Nightmare Farm" с жёстким графиком съёмок в двадцать пять дней.

Дороти Йетс (Sheila Keith) и её муж Эдмунд (Rupert Davies) пытаются вернуться к нормальной жизни после мрачного прошлого. В 1957 году Дороти была признана невменяемой и помещена в психиатрическую лечебницу за серию ужасающих убийств, в которых она не только убивала своих жертв, но и поедала их плоть. Эдмунд, несмотря на свою преданность жене, был соучастником, скрывая её преступления. После пятнадцати лет лечения Дороти выпускают, и пара переезжает в уединённый фермерский дом в сельской местности, надеясь начать всё с чистого листа. Однако их прошлое продолжает бросать тень на настоящее. Дороти, внешне кажущаяся выздоровевшей, начинает проводить тайные сеансы гадания на картах Таро, заманивая одиноких и уязвимых людей в свой дом.
Тем временем Джеки (Deborah Fairfax), взрослая падчерица Дороти и дочь Эдмунда от первого брака, живёт в Лондоне и пытается вести нормальную жизнь, но её постоянно тянет к семье из-за чувства долга и тревоги. Она заботится о своей младшей сводной сестре Дебби (Kim Butcher), которая проявляет тревожные признаки жестокости, но Джеки списывает такое поведение на пубертатный возраст, но не осознаёт, насколько глубоко безумие проникло в семью...

"Frightmare" вышел в эпоху, когда британский хоррор переживал трансформацию. В 70-е годы жанр начал отходить от готических традиций студии Hammer, двигаясь в сторону более реалистичных и психологически мрачных историй. Пит Уокер, известный своими провокационными фильмами, такими как "Дом Кнута/House of Whipcord", использовал хоррор как способ комментировать социальные проблемы, включая классовые конфликты, коррупцию и институциональные провалы. "Frightmare" не стал исключением, добавив в своё детище табуированные темы, такие как каннибализм и психопатия. Фильм также отражает интерес 70-х к психоанализу и идее "монстра внутри". Влияние таких фильмов, как "Психо/Psycho" Хичкока, очевидно в образе Дороти, которая, подобно Норману Бейтсу, сочетает в себе нормальность и безумие. Однако "Frightmare" идёт дальше, показывая, что безумие может быть не только индивидуальным, но и семейным, почти заразным. У Пита Уокера и сценариста МакГилливрея получился не просто хоррор о каннибализме и убийствах, а исследование тёмных сторон человеческой природы и семейных уз. Фильм показывает, как любовь, долг и страх могут толкать людей на соучастие в зле, а психопатия, подобно вирусу, может передаваться через поколения. Он критикует общество, которое не способно защитить себя от внутренних монстров, и оставляет зрителя с чувством тревоги и безнадёжности, подчёркивая, что некоторые кошмары невозможно остановить. В этом и заключается его пугающая сила: зло, изображённое в фильме, не сверхъестественное, а человеческое, слишком человеческое.

Фильм мастерски играет на контрасте между внешней нормальностью и внутренним хаосом. Уокер использует семейную динамику как основу для исследования таких тем, как психическое расстройство, наследственная травма и разрушительная сила подавленных желаний. Дороти - одновременно жертва и монстр, что делает её персонажа сложным и пугающим. Её каннибализм становится метафорой для пожирания семьи изнутри. Тема "семьи" это центральный мотив всей картины.
Так же режиссёр не прошёл мимо, чтобы "не пнуть" неадекватность гос.органов. "Frightmare" критикует систему психиатрической помощи и правосудия. Решение выпустить Дороти из лечебницы, несмотря на тяжесть её преступлений, подчёркивает неспособность государственных органов эффективно справляться с психически больными людьми, представляющими угрозу. Психиатр Грэм, который пытается разобраться в деле Дороти, действует скорее из любопытства, чем из профессиональной ответственности, и его вмешательство приводит к катастрофическим последствиям. Это отражает пессимистичный взгляд на институциональные механизмы, которые должны защищать общество. Уокер с МакГилливрэем не скрываясь бьют в лоб тезисом, что психически больные порождают безумных детей и должны быть пожизненно изолированы, если совершили преступление, особенно такое ужасное, как главный антагонист ленты. За этот посыл, фильм подвергся жёсткой критике.
"Не хочу нести чушь, но я искренне считаю, что людей выпускают из тюрем и психбольниц, не убедившись в их выздоровлении. За неделю до отправки фильма для проверки цензорам, из больницы Бродмура выпустили человека по решению добросердечных психиатров, утверждавших, что он готов вернуться в общество. Через неделю он убил ещё двоих детей... Я лишь говорил, что нужно быть осторожнее" – отвечал на критику Уокер.

"Frightmare" сочетает элементы психологического хоррора с эксплуатационным подходом, характерным для британских фильмов 1970-х. Жестокие сцены убийств, снятые с акцентом на бытовые инструменты (например, вилы или дрель), создают ощущение приземлённого, почти банального ужаса. В отличие от сверхъестественных хорроров, здесь зло исходит от обычного человека, милой и улыбчивой старушки, что делает его более реальным и пугающим. Эксплуатационные элементы только усиливают шок. Очевидно, что цель явно заключалась в том, чтобы "вызвать отвращение" у аудитории, но видение Уокера выходило за рамки простого показа бездумного насилия во имя насилия. Конечно, за последние десятилетия шокирующий эффект фильма значительно ослаб из-за потоков жестокости, заполонивших студии Голливуда и Италии, но в середине 1970-х это было слишком жёсткое зрелище для британской публики.

Премьера фильма состоялась в огромном лондонском кинотеатре "Павильон" в Рождество 1974 года. Время было выбрано крайне неудачно. Недели перед Рождеством обычно тихие для кассовых сборов, а в тот декабрь Лондон и другие английские города были охвачены террористическими актами, устроенными Ирландской республиканской армией (ИРА), с взрывами на почтах и в крупных магазинах. Посетители кинотеатров заходили в район Пикадилли на свой страх и риск. Тем не менее, "Кошмар" собрал 4500 фунтов за первые две недели и показал лучшие результаты, чем любой из пяти других британских фильмов, демонстрировавшихся в Вест-Энде. Однако "Дом кнута" собрал более чем в два раза больше за тот же стартовый период. Тех зрителей, которых не отпугнули террористы из ИРА, критики постарались отвадить. "Кошмар" утонул в волне негативной критике.

"Frightmare" не стал коммерческим хитом, но со временем приобрёл культовый статус среди поклонников хоррора благодаря своей мрачной атмосфере, сильной актёрской игре (особенно Шейлы Кит) и смелому подходу к табуированным темам. Фильм считается одним из лучших в фильмографии Пита Уокера и примером британского эксплуатационного хоррора, который умудряется быть одновременно шокирующим и интеллектуальным. Для современного зрителя фильм может показаться немного устаревшим в плане визуальных эффектов, но его эмоциональная сила и мрачная философия остаются актуальными.
Оценка: 9/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.