Рецензия на фильм "Плетеный человек"

Рецензия на фильм "Плетеный человек / The Wicker Man" (1973)

Director: Robin Hardy
Cast: Edward Woodward; Christopher Lee; Britt Ekland; Ingrid Pitt; Aubrey Morris

- Фальшивая религия и фальшивая биология! Эти дети когда-нибудь слышали о Христе?!
- О сыне девственницы, зачатом от святого духа?

В начале 1970-х годов фамилия Кристофера Ли стойко ассоциировалась с фильмами в жанре хоррор. Режиссёры и продюсеры видели в актере очередного монстра, маньяка или сумасшедшего антагониста. Несмотря на то, что это приносило доход актеру, сам Ли мечтал вырваться из этого образа и взять на себя более интересные актерские роли. Идея фильма "Плетеный человек" зародилась в 1971 году, когда Крис встретился со сценаристом Энтони Шаффером. Встреча закончилась тем, что они договорились поработать вместе над каким-нибудь проектом. Вскоре к этому проекту подключился Робин Харди - телевизионный режиссер, который, будучи уроженцем Лондона, проработал довольно долго на канадском и американском ТВ, после чего вернулся на родину и вместе с единомышленниками основал компанию по производству рекламных и информационных фильмов. Эта контора называлась "Hardy Shaffer Ferguson Avery". Как видно из названия конторы, одним из единомышленников был сценарист Энтони Шаффер. К трио Ли-Шаффер-Харди присоединился глава British Lion Films Питер Снелл. После длительных дружественных посиделок, квартет пришел к консенсусу сделать фильм ужасов, основанный на старых языческих религиях, и эта тема выигрышно бы контрастировала на фоне хорроров от студии Хаммер.

К тому времени, Шаффер прочитал роман Дэвида Пиннера "Ритуал" Главный герой книги был благочестивый христианский полицейский, который расследует ритуальное убийство молодой девушки в сельской глуши. Шаффер решил, что книга послужит хорошим материалом для их проекта. Первоначально Дэвид Пиннер написал "Ритуал" как сценарий для будущего фильма Майкла Уиннера, с актером Джоном Хертом в роли полицейского. Но Уиннер отклонил проект. Чтобы труд автора не пропадал, агент Пиннера убедил писателя переделать сценарий в полноценный роман, и не прогадал, так как вскоре объявились покупатели. Шаффер и Ли заплатили Пиннеру 15 000 фунтов за права на книгу, и Энтони поспешил уединиться в своем загородном доме, что бы снова переделать "Ритуал" в сценарий, попутно перекроив книгу в новую историю...

Сержант полиции Хоуи (Edward Woodward) получает анонимное письмо, в котором говорится об исчезновении 12-летней девочке, жительнице отдаленного шотландского острова Саммерайленд. Хоуи отправляется туда на небольшом гидроплане и уже с первых минут сталкивается с холодной недоверчивостью местных жителей, часть из которых утверждает, что такой девочки на острове никогда не было, а некоторые намекают на то, что девочка умерла и похоронена на местном кладбище. Вскрыв ее могилу, полицейский находит в гробу вместо трупа кроличью тушку.
Кроме того, Хоуи выясняет, что жители острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом (Christopher Lee), практикуют ритуалы кельтского язычества, и пропавшая девочка возможно ещё жива, и она главная часть ритуала жертвоприношения богу солнца и плодородия...

Изначально группа единомышленников хотела снять хоррор, но Энтони Шаффер с головой ушел в свой сценарий. Чем дольше он работал над проектом, тем больше понимал, что не хочет видеть обычный фильм ужасов. "Я устал смотреть на фильмы ужасов, которые полностью полагаются на кровь и насилие, чтобы напугать зрителя" вспоминал Шаффер. Идея противостояния между современным христианским и отдаленным языческим сообществом продолжала заинтриговывать Шаффера, проводивший кропотливые исследования язычества. Одним из их основных ресурсов для фильма стала книга "Золотая ветвь", это исследование мифологии и религии, написанное шотландским антропологом Джеймсом Фрейзером. Образ плетеного человека, который дал названию фильму, был взят из одного предложения в отчете Юлия Цезаря о его войнах в современной Франции. Цезарь утверждал, что местные племена казнили своих самых серьезных преступников, сжигая их заживо в огромной скульптуре, сделанной из плетеных веток в форме человека.

Фильм действительно получился очень самобытным, его нельзя называть фильмом ужасов в привычном понимании, так как он и не старается напугать известными приемами, к которым мы так привыкли, особенно в современных ужасах. "Плетеный человек" не вписывается ни в одни стандартные рамки каких-либо жанровых канонов. Здесь много песнопений, очень много, так что небольшая частичка мюзикла в картине есть. Много обнаженной натуры, которая сюжетно необходима, показывая красивый и убаюкающий мир Саммерайленда. В фильме есть сцена, когда дочь трактирщика раздевается у себя в комнате и заманивает Хоуи к себе стуками и пением. Это один из самых эротических танцев в истории кино. Потрясающая сцена, и сюжетно необходимая, ибо через это танец видим попытку островитян сломать христианина Хоуи. Актриса Бритт Экланд долго уговаривали на обнаженку, и в итоге согласилась раздеться только до пояса, так как якобы была беременна, поэтому Харди пошел на хитрость. Он согласился на ее условия, отснял эпизод, а когда Экланд ушла со съемочной площадки, он с помощью стриптизерши из Глазго, отдаленно похожий на Экланд, доснял сцены с полной обнаженкой, что само собой разозлило актрису.

Помимо музыки и обнаженки, лента балансирует на стыке жанров детектива, триллера и даже комедии, смотрится всё как жанровый коктейль, очень самобытный и оригинальный, со своей уникальной стилистикой повествования. Конечно, данный коктейль не всем придется по вкусу, ибо для просмотра нужен настрой, а если настроиться на ужасы, то можно сильно обломаться с впечатлениями. Воспринимать и смотреть этот фильм как хоррор в наши дни не получится, и не нужно. Робин Харди не использует в фильме всем привычные скримеры или джампскейры, зато Харди с компанией отлично раскрыли тему того, что и в современном развитом мире до сих пор скрываются подобные закрытые общины. Атмосфера в картине удалась. По ходу просмотра всецело погружаешься в антураж фильма, то, как режиссер элегантно ознакомил зрителя с культом жителей Саммерайленда - чуждые христианскому миру убеждения, странная медицина, поклонение тотемам, символизирующие фаллические символы, диковинные маскарады и праздники - всё это придает непередаваемую атмосферу. Предчувствие страха не покидает зрителя на протяжении почти 90 минут, провоцируя тревогу и тихую панику, подводя зрителя к шикарному финалу.

А финал у картины - это, пожалуй, лучшая часть всего повествования. Кульминация подлинного языческого безумия. Когда сержанта Хоуи выводят на холм, он поднимает глаза и видит огромного Плетеного Человека, публики становится не до смеха. Вся несерьезность фильма, как по щелчку испаряется, фильм превращается из детективной абсурдной комедии-мюзикла в подлинный ужас. Героя Хоуи над которым потещался весь фильм становится откровенно жалко. Улыбки исчезли и с вечно улыбающихся островитян. Не было никаких исчезновений девочек. Появление Хоуи на острове – это превосходно осуществленный план. Островитянам был нужен богобоязненный христианин и девственник, а девственность в древних культурах была синонимом бессмертия, который добровольно прибудет на остров, они его получили, и будет большая жертва, которая даст снова силы садам Саммерайленда расцвести, как раньше.

Практически любое культовое кино рождается в муках, "Плетеный человек" не стал исключением. Робин Харди выбрал не самый удачный период для съемок, так как в начале 70-х годов британская киноиндустрия находилась в кризисе. Студия Питера Снелла British Lion Films была в одном шаге к банкротству, на выручку пришел бизнесмен Джоном Бентли, который выкупил студию Снелла. Чтобы убедить профсоюзы в том, что он не собирается лишать компанию активов, Бентли нужно было быстро запустить фильм в производство. Это означало, что фильм, действие которого происходит в середине весны, начали снимать в октябре 1972 года: искусственные листья и цветы нужно было приклеивать к деревьям во многих сценах, плюс осенний дубак с шотландскими ветрами изводил лёгко одетых актеров. Производство держалось на небольшом бюджете. Часть съемочной команды работали бесплатно, включая самого Кристофера Ли, который больше всех хотел чтоб картина вышла в свет.

Робин Харди, Энтони Шаффер и Питер Снелл на съёмках "Плетеного человека"

К моменту завершения фильма студия была куплена EMI, и British Lion стал управлять Майкл Дили, которому много чего не нравилось в фильме: слишком долгий, слишком скучный, актеры плохие (Криса Ли назвал "нытиком и параноиком"), финал слишком мрачный. Дили просил Харди переснять финал на более оптимистический, в котором внезапный дождь погасил пламя плетеного человека и пощадил жизнь Хоуи. В дальнейшем, Майкл Дили назвал "Плетеного человека" один из десяти худших фильмов, которые он когда-либо видел. Даже по слухам, оригинальный негатив с полной версией "Плетеного" был использован в качестве полигона при строительстве автомагистрали М3 в Англии. Сэр Кристофер Ли сказал, что это было сделано специально, из-за неприязни Майкла Дили к этому фильму.

Родившись в муках, фильм продолжил мучиться в прокате. Выйдя на экраны в январе 1974 года, картина не снискала популярность у зрителя, несмотря на положительные оценки от критиков. Тогда картину отправили американскому кинопродюсеру Роджеру Корману в Голливуде, чтоб он помог с продажей ленты на территории США. Корман не стал покупать фильм, но посоветовал британцам сократить свое детище на 13 минут. В конечном счете, "The Wicker Man" втихую прошел на экранах драйв-инах. На родине, решили повторно запустить в прокат, но только порезанную 87 минутную версию. Запустить то запустили, но отправили картину в пыльную категорию "B", причем крутили вместе с "А теперь не смотри/Don't Look Now" (лучшего соседа трудно найти). В конце 70- годов, Робин Харди предпринял третью попытку релизнуть фильм на большом экране, но только полную версию, однако оригинальные негативы из-за халатности были уничтожены (или Майкл Дили специально уничтожил), однако вспомнили, что копия фильма была отправлена Корману, но "король Бэшек" куда-то её прое*ал. Удалось лишь по кускам, надерганных из разных источников, собрать 95-минутную версию, которая была ближе всего к утерянной 99-минутной версии. Несмотря на то, что фильм не ждал коммерческий успех, с годами "Человек" получил настоящий культовый статус.

"Плетеный человек" просто обязателен к просмотру всем любителя культового и нестандартного кино, пожалуй, это самый знаменитый представитель поджанра фолк-хоррора, и до сих пор главный ориентир для всех режиссёров, обращающихся к ужасу язычества и сельских глубин.
Оценка: 10/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.