Обзор фильма "Нож для Леди"

Обзор фильма "Нож для Леди / A Knife for the Ladies" (1974)

Director: Larry G. Spangler
Cast: Jack Elam; Ruth Roman; Jeff Cooper; John Kellogg; Gene Evans; Diana Ewing

Мескал - это небольшой город на юго-западе США, названный в честь семьи, которая его основала, и эта семья до сих пор остается самой влиятельной в городе. Поэтому, когда убивают единственного сына семьи Трэвиса, это становится настоящим шоком для всех горожан. Но его смерть была только началом. Вскоре в Мескале стали происходить жестокие убийства проституток. Владелец местного банка первым начинает бить тревогу, так как город, который итак находится в упадке, из-за деятельности маньяка может вовсе опустеть, что само собой скажется на его бизнесе. Поэтому он нанимает детектива по имени Бернс (Jeff Cooper), который должен раскрыть преступления и спасти городок. Прибыв в Мескал, Бернс встречает сопротивление в лице местного шерифа, странного старика по имени Джаррод (Jack Elam). Шериф опасается, что если Бернс раскроет дело, то он может лишиться своей должности. И пока два представителя закона "грызутся" друг с другом, вместо того чтобы заняться работой, кто-то продолжает сокращать количество прекрасных женщин на улицах Мескала...

Не самая интересная история по синопсису, но на деле, "Нож для Леди" – неординарная и интересная смесь хоррора, вестерна и деревенской комедии-драмы почти в диснеевском стиле, а также - это еще и история Джека-Потрошителя. Ну, по крайней мере, местами отголоски лондонского маньяка чувствуются. Нигде напрямую не говорится, что убийца здесь тот же, что орудовал в Уайтчепл в викторианском Лондоне, но есть достаточно намеков и аллюзий к истории Потрошителя, чтобы не верить в случайность совпадений. А еще более явный намек дает второе название фильма – "Джек Потрошитель едет на Запад/Jack the Ripper Goes West". В карьере режиссёра Ларри Дж. Спенглера это был третий фильм, но предыдущей картиной "Душа чернокожего Чарли/The Soul of Nigger Charley", он показал, что жанры смешивать он умеет, скрестив blaxploitation с вестерном. В "A Knife for the Ladies" его мичуринские эксперименты достигли небывалых высот, смешав пяток жанров в один очень приятный коктейль, правда, сбил он этот коктейль кривовато. Но Спенглер это в первую очередь вестерновский режиссёр. Его фильмография насчитывает пять картин, четыре из которых в жанре вестерна (и один порно-фильм), так что в "западном" жанре он как рыба в воде. "Нож для Леди" легко принять за одну из серий "Дымка из ствола/Gunsmoke", которая получилась мрачнее остальных эпизодов. Ну и еще отличий добавляет присутствие сцен насилия и странноватая электронная музыка. А в целом неофициальный сегмент для "Gunsmoke".

Идея смешать ряд жанров – это смелый шаг, который подкупает к просмотру, но местами картина не очень умело балансирует на стыке жанров, и постоянно перескакивает с жестоких убийств на душевные отношения Шерифа и маленького мальчика и обратно в насилие. Каким-то образом харизматичный актёр Джек Элам всегда умудрялся засветиться в таких специфических гибридных вестернах. Пучеглазый и добродушный, он никак не вписывается в роль Джаррода, делая своего героя не слишком суровым, хотя его племянница Дженни кажется, и появляется здесь как раз для того, чтобы напомнить: служение закону – все, что он оставил себе в этой жизни, отгородившись от всех. Сложно не проникнуться сочувствием к пьяному, но решительному шерифу, когда он терпит насмешки жителей городка и колкости возомнившего о себе Бернса, которых он, тем не менее, пытается защитить.

Несмотря на хорошо воссозданную атмосферу вестерна, за плохо заданной Спенглером динамикой сюжета, нелепо поставленными сценам убийств и неестественными попытками добавить драматизма теряются некоторые отличные идеи, которые изначально были заложены в сценарий. Это была последняя работа лауреата премии Оскар Сетона Миллера, который скончался от эмфиземы лёгких во время съемок фильма. Так что дописывать Миллеровский сценарий пригласили Джоржда Артура Блума – писателя, который в основном занимался мюзик-холлами и мультфильмами для просмотра субботним утром. Сценарий затрагивал идею того, что стремительный прогресс губит маленькие города, а убийца становился воплощением быстро приближающегося нового века. Алан Мур подробно развивал эту тему в своем графическом романе "Из Ада/From Hell", по которой затем вышла спорная экранизация. Увы, в "A Knife for the Ladies" не стали подробней освещать эту тему, ибо видно, что создатели не хотели выходить за пределы привычного хронометража 80-90 минут, и идеи Миллера отодвинулись очень далеко.

В картине есть несколько перспективных тем, но все они оказываются погребены под слоями фарса, о том, как два героя-болвана неизбежно устраивают бессмысленные потасовки и крайне глупыми попытками шокировать зрителей. Например, резкая смена кадра на крупный план украшенного шрамами лица убийцы скорее вызывают скептический смех, а не мороз по коже, как это было задумано изначально. Создателям надо было просто рассказать очередную историю маньяка, а локации Дикого Запада шли бы фоном, фильм от этого только выиграл, но фирмачи решили за раз окучить столько жанров, как результат - картину кидает из стороны в сторону. И над эффектами стоило чуток поработать, уж больно паршиво выглядит даже для 70-х годов.
Оценка: 5/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.