Обзор фильма "Страх в ночи"

Обзор фильма "Страх в ночи / Fear in the Night" (1972)

Director: Jimmy Sangster
Cast: Judy Geeson; Peter Cushing; Ralph Bates; Joan Collins

Камерному триллеру "Fear in the Night" понадобилось практическим десять лет, чтобы добраться до голубых экранов, а началось всё со сценария под названием "Brainstorm", который, в начале 1963 года Джимми Сангстер написал для студии Universal. Несколько раз фильм пытались запустить в производство, сначала осенью 64 года, а затем в конце 1965 года. Устав ждать нерасторопных фирмачей, летом 1967 года, Сангстер переименовывает сценарий в "Коготь/The Claw" (отсылка к искусственной руке "злодея") и отдаёт свою рукопись студии Хаммер. События картины должны были разворачиваться на борту речного судна, руководил проектом Энтони Нельсон Кис, а режиссером был выбран Фредди Фрэнсис, обладающий большим опытом в постановках триллеров. Однако, как обещали Хаммеровцы, фильм так и не вышел, съемки были отложены в начале 1968 года. Намучившись с многострадальным проектом, Сангстер забил на него, пока сценарий не откопал Майкл Сайсон, который подкорректировал его и уговорил Джимми вновь взяться за работу. А чтобы "не ждать у моря погоды", в 1971 году Сангстер сам взялся за фильм не только в качестве продюсера, он также занял должность режиссёра. Так как скромный бюджет картины не позволял развернуться, Сангстер ограничился всего 4 актерами, а события картины перенес в заброшенную школу-интернат, где и развернулась история про...

На молодую женщину Пегги Хеллер (Judy Geeson), недавно оправившиеся от нервного срыва, нападает человек с пластмассовым протезом руки и пытается задушить бедняжку... Очнувшись, девушка не находит никаких следов насилия, а хозяйка дома, прибежавшая на крик Пегги, уверяет, что никого не видела, и таинственный убийца - это всего лишь плоть её воображения, вызванного на нервной почве. Новоиспеченный муж девушки, Роберт (Ralph Bates), тоже не верит в эту историю. Он увозит ее из Лондона в маленький городок, где он преподает в одной частной школе, который заведует Майкл Кармайкл (Peter Cushing). Она надеется, что после переезда её кошмары исчезнут, но таинственный убийца выследил её, и снова предпринял попытку убийства, и снова от незнакомца след простыл. Потихоньку Пегги сама начинает верить в то, что сходит с ума. К выдуманному убийце прибавились странные детские голоса, которые она стала слышать в пустой школе...

"Fear in the Night" является прекрасным примером того, почему Hammer Films пришел конец. К началу 70-х у студии не осталось свежих идей, а если эти идеи были, то боссы не решались рисковать. В результате Хаммеровцы полностью прекратили выпускать хорроры викторианской эпохи, сосредоточившись на других сюжетах и идеях, но как говорится - "всё новое - это хорошо забытое старое", так вот и "Страх в ночи" - это ничто иное, как возвращение к своим наработкам начала/середины 60-х годов, когда публику баловали непритязательными триллерами, сценарии к которым написал всё тот же Джими Сангстер.
Перед нами рядовой камерный триллер про девушку, за который охотится убийца, и которую ожидает невероятное открытие под занавес, но до финала ещё нужно досидеть, а это я вам скажу, очень не просто.
Самая большая проблема в фильме в том, что Сангстер слишком много внимание уделяет на создание атмосферы некой неизвестности и совсем забывает обо всём остальном, особенно о том, чтобы удержать зрителя у экрана, ибо на протяжении всего фильма ровным счетов ничего не происходит. Во время просмотра понимаешь, что каждый персонаж, а их тут всего четверо, скрывает какую-то тайну, которая всплывет в финальном твисте, но они очень долго всё скрывают, и к середине, если конечно не уснете, можно самому догадаться в чём подвох, хотя я, признаюсь, не угадал, но был близко.

К сожалению, финал получился не таким захватывающим, как ожидалось, да, он непредсказуем, но мотив и логика некоторых героев, прихрамывает на обе ноги. Чтобы избавиться от неугодного человека, который к тому же предпенсионный инвалид, можно найти куча других сверхлегких способов, но Джими Сангстер придумал хитроумный план, абсолютно нелепый по своему содержанию, так как в реальной жизни такое бы никто не стал воплощать в жизнь. Зато в финале есть парочка действительно атмосферных моментов, например длительная сцена преследования через жуткие пустынные классы школы. Хаммер всегда славился отлично подобранными локациями в своих фильмах. Отдаленная и заброшенная школа, вкупе с пустыми классами, с силуэтами мебели, спрятанной под белой тканью и с магнитофонной записью детских голосов - создает нужную атмосферу, но опять же, нужную атмосферу только в финале.

Главная завлекаловка для зрителей - это превосходный актерский состав. Ральф Бэйтс, из которого студия Хаммер пыталась сделать новую звезду, актер он хороший, но вот фильмы достаются ему, весьма паршивые. Экранную супругу Бэйтса, многострадальная девушку, которой никто не верит, сыграла дочка режиссера Дона Сигела - Джуди Гисон. Она не лучшая актриса для этой роли, но её персонаж требует сочувствия и поддержки со стороны аудитории, и она с этой задачей справилась. Джоан Коллинз сделавшая карьеру на ролях стервозных женщин, здесь снова сыграла настоящую суку, и это позор, что такой актрисе уделили так мало времени. Ещё меньше времени досталось Питеру Кушингу, но это объясняется тем, что "Fear in the Night" стал первым фильмом, после смерти его жены, чью потерю он тяжело переносил. В ленту его пригласили в качестве "свадебного генерала", и каждое его появление на экране запоминаются лучше всего, особенно разбитые очки, ставшие самым узнаваемым кадром из фильма.

"Страх в ночи" была храбрая попытка студии "Хаммер" вернуться к недорогим камерным триллерам, но попытка провалилась. Джимми Сангстер хороший сценарист, но посредственный режиссёр, который никак не умеет заинтересовать зрителя, и данный фильм не стал исключением, хотя в таких локациях и с такими актерами можно было бы снять отличную картину.
Оценка: 5+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.