Рой Уорд Бейкер. От драмы до Хаммера

Рой Уорд Бейкер (Roy Ward Baker)

19.12.1916 – 05.10.2010

Рой Уорд Бейкер родился 19 декабря 1916 года в английской столице, но образование получил во Франции. Будучи мальчиком, Бейкер был очарован радио, из-за чего в 34 году поступает на работу в Gainsborough Pictures, надеясь получить должность в звуковом отделе, но всё сложилось иначе. Начиная с мелких должностей, Бейкер дорос до производственного начальника, в дальнейшем достиг помощника режиссёра у самого "короля саспенса" Альфреда Хичкока в картине "Леди исчезает/The Lady Vanishes" (1938).

Во время Второй Мировой войны, Бейкер, как истинный патриот, поступил на военную службу офицером, но уже в 43 году перешёл в Army Kinematograph Unit на должность режиссёра учебно-обучающих фильмов. В это время Бейкер повстречал писателя и сценариста Эрика Амблера, который на тот момент являлся начальником A.M.U (Army Kinematograph Unit). Это знакомство дало толчок карьере Роя. Амблер работал над сценарием к фильму студии Two Cities – "Человек октября/The October Man" и попросил Бейкера занять вакантную должность режиссёра, на что Рой с радостью согласился. "The October Man" стал первым сотрудничеством Бейкера с талантливым актером Джоном Миллсом, в дальнейшем они ещё не раз встретятся на съемочной площадке. Напряженный триллер, пропитанный клаустрофобной атмосферой пригорода, "The October Man" показал, что у Бейкера есть мощные задатки режиссёра, это не прошло мимо, на Бейкера посыпались предложения. В 1948 году он снимает драму "The Weaker Sex", показывающую быт обычной семьи в военное время. В следующем году выходит триллер "Бумажная Орхидея/Paper Orchid" про таинственные убийства, происходящие в газетной промышленности. Обе эти ленты пользовались большой популярностью у зрителя, пока не вышел следующий фильм "Утреннее отплытие/Morning Departure", имевший оглушительный успех, и снова Джон Миллс в главных ролях. В центре сюжета ленты команда субмарины, которая попала в подводную ловушку, после того как задела глубоководную мину. Как раз после завершения съёмок "Morning Departure", в Темзе, подводная лодка "Грубой" сталкивается с голландским грузовым судном, в результате вся команда субмарины погибает. Бейкер боялся, что из-за такого совпадения его картину запретят к прокату, но Королевский флот напротив одобрил фильм, как соответствующая дань погибшим подводникам. Рой не скрывал, что большая часть успеха "Morning Departure" получилась из этого печального совпадения, но благодаря этому фильму талант Бейкера разглядели в Голливуде, куда его пригласил американский продюсер Дэррил Занак, для которого он снял три фильма, лучшим, по всеобщему признанию, стала драма "Ад/Inferno" 53 года, но в 60-х режиссёр вернулся в старушку Англию.

Американский постер к фильму "Утреннее отплытие/Morning Departure"

В 50-х Бейкер был известен как постановщик высококачественных драм - "Тот, который ушёл/The One That Got Away" (1957), рассказывающий реальную историю немецкого лётчика, сумевшего сбежать из британского лагеря для военнопленных, "Ночь, чтобы помнить/A Night to Remember" (1958) - масштабная драма, снятая по сценарию "старого" соратника Эрика Амблера, считающаяся одним из лучших фильмов, повествующая о гибели лайнера "Титаник".

После череды драм, в 1961 году Бейкер отправляется в Мексику, где снимает вестерн "Певец без песни/The Singer Not the Song", несмотря на то, что сам режиссёр считает, что это его худшая работа, картина всё-таки обрела свой культовый статус.

С 1960 по 1967 Бейкер уходит на телевидение, снимая эпизод за эпизодом для таких известных сериалов, как "Мстители/The Avengers" и "Святой/The Saint", пока судьба его не забрасывает к популярной хоррор-студии Хаммер, для которой в 1967 году снимает первый фильм "Колодец и маятник/Quatermass and the Pit". Затем, всё в том же году, Рой берется за ещё один Хаммеровский проект - черную комедию "Годовщина/The Anniversary" с Бэтт Дэвис в главных ролях, кстати, изначально эту картину должен был снимать Элвин Ракофф, но мисс Дэвис этот кандидат не понравился, и она попросила Бейкера стать режиссёром, а Ракоффа уволили. Ну а дальше, как говориться, "пошло, поехало": космический вестерн "Луна Ноль Два/Moon Zero Two" (1969), сексуальный хоррор "Вампиры любовники/The Vampire Lovers" (1970), этот фильм стал первым сотрудничеством двух икон британского хоррора, актера Питера Кушинга и режиссёра Роя Уорда Бейкера. Вслед за "The Vampire Lovers", Рой снимает другой фильм на вампирскую тематику – "Шрамы Дракулы/Scars of Dracula" (1970), по признанию критиков, являющийся худшей лентой в франшизе, зато в следующем году на экраны выходит очередная экранизация классического романа Роберта Льюиса Стивенсона "Доктор Джекилл и сестра Хайд/Dr Jekyll & Sister Hyde" (1971), которую критики наоборот встретили позитивно.

Рой Бейкер, Эндрю Кир и Энтони Нельсон Кис на съемках фильма "Quatermass and the Pit"

Но одним Хаммером Бейкер не питался, ведь в Англии свою хоррор нишу заняла другая студия - Амикус, во главе с американскими продюсерами Милтоном Суботски и Максом Розенбергом, пригласившими Бейкера снять хоррор-антологию "Психбольница/Asylum" (1972), за которую на Берлинском международном кинофестивале он получил награду, с этого началось недолгое сотрудничество Бейкера с Амикус, для которых он сделал ещё два хоррора. В 1974 году Рой возвращается в стены Хаммер, чтобы снять последний фильм для умирающей студии, и этим фильмом стал - "Легенда о Семи Золотых Вампирах/The Legend of the 7 Golden Vampires" (1974), окончательно добивший и без того "полумертвую" студию.

За неимением предложений Бейкер вновь вернулся на телевидение, где он просидел долгих шесть лет, пока в его дверь не постучался бывший учредитель студии Амикус Милтон Суботски с предложением "тряхнуть" стариной и сделать хоррор-антологию "Клуб Монстров/The Monster Club" (1980), в лучших традициях покойной Амикус. Набрав заслуженных хоррор-пенсионеров, Бейкер сделал хороший фильм, эдакую дань уважение былым картинам, но зрители, которые во всю радовались кровавым похождениям Памелы Вурхис из "Пятницы 13-ой", старания Суботски и Бейкера не оценили, картина практически незаметно прошла в прокате и Бейкер вновь вернулся в сериалы, над которыми он проработал до 92 года и в возрасте 74-х лет ушёл на заслуженную пенсию, а в начале октября 2010 года, в возрасте 93 года, умер в своем лондонском доме.

Фильмография // Режиссёр:

13. The Monster Club / Клуб Монстров (1980)
12. The Legend of the 7 Golden Vampires / Легенда о Семи Золотых Вампирах (1974)
11. And Now the Screaming Starts! / А теперь начинается крик! (1973)
10. The Vault of Horror / Склеп ужасов (1973)
9. Asylum / Психбольница (1972)
8. Dr Jekyll & Sister Hyde / Доктор Джекилл и сестра Хайд (1971)
7. Scars of Dracula / Шрамы Дракулы (1970)
6. The Vampire Lovers / Вампиры-любовники (1970)
5. Moon Zero Two / Луна Ноль Два (1969)
4. Journey to Midnight / Полуночное путешествие (1968)
3. Quatermass and the Pit / Колодец и маятник (1967)
2. Night Without Sleep / Ночь без сна (1952)
1. Paper Orchid / Бумажная Орхидея (1949)

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.


Разработка сайта ExtraWEB