Обзор фильма "Горгона"

Представляем вашему вниманию обзор фильма "Горгона / The Gorgon" (1964)

Director: Terence Fisher
Cast: Barbara Shelley, Peter Cushing; Christopher Lee; Richard Pasco; Michael Goodliffe

С 1957 года Хаммеровцы работали только с одной компанией – Columbia, которая финансировала и прокатывала большинство их них фильмов, но после череды провалов и довольно шаткого финансового положения, студия Хаммер стала поглядывать на другого крупного компаньона в лице Universal, что ещё больше злило руководство Columbia. В итоге было принято решение, для Universal Хаммеровцы сделают "Зло Франкенштейна/The Evil of Frankenstein", и чтоб обязательно в наличии был Питер Кушинг. А для Columbia, генеральный менеджер "Хаммер" Энтони Нельсон Кис пообещал, что сделает картину, в которой снова воссоединиться весь золотой состав – Фишер-Ли-Кушинг. Обещание дали, а вот что снимать будут, никто не знал, в результате исполнительный продюсер ленты Энтони Хиндс сделал публичное обращение, что студия Хаммер нуждается в свежих идеях (само по себе тревожный признак того, что не всё так гладко у студии). В ответе на обращение, Хиндс получил готовый сценарий канадского паренька Джона Ллевелина Дивайна. Писанина приглянулась продюсеру, однако Дивайн был всё-таки неопытным сценаристом, соответственно в тексте было много того, чего нужно было переписать. Эту задачу возложили на режиссёра/сценариста Джона Гиллинга, с воодушевлением взявшись за переработку с большой надеждой, что его утвердят режиссёром "Горгоны". Но после окончания работы, ему показали на дверь, а большинство его изменений, Хиндс переписал по-своему (в основном изменения касались имён и национальности некоторых героев), что не могло не бесить Гиллинга. Заручившись бюджетом в размере 150.000 фунтов, 9 декабря 1963 года Хаммеровцы отправились на Bray Studios, где уже стояли готовые декорации оставшиеся от фильма "The Evil of Frankenstein", в которых Теренс Фишер рассказал нам историю про...

В одной европейской глубинке, ночью в полнолунье, произошло жестокое убийство юной девушки по имени Саша (Toni Gilpin). Инспектор полиции Каноф (Patrick Troughton), расследующий это дело, свалил всю вину на её бойфренда Бруно Хейтца, который, кстати, повесился неподалёку от места преступления. Профессор Жюль Хейтц (Michael Goodliffe), отец Бруно, решает разобраться в произошедшем. Тем более, что обстоятельства гибели Саши весьма необычны – её тело полностью окаменело. В попытке распутать дело, профессор отправляется в старый заброшенный замок Борски, где встречает виновника гибели девушки – мифологическое создание Горгону, чей взгляд убивает и его. Однако перед смертью, он успевает отправить телеграмму своему второму сыну Полу (Richard Pasco).
Приехав на зов отца в этот таинственный городок, Пол наведывается в этот проклятый замок, где тоже встречает Горгону, но бедняге удалось спасти, хотя внешне он и сильно постарел. На помощь Полу из Лейпцига приезжает профессор Карл Мейстер (Christopher Lee), которому удалось собрать все кусочки этой страшной мозаики в едино, но единственным препятствием для раскрытие тайны, стал местный авторитет доктор Намарофф (Peter Cushing), уже давно знающий кто или что стоит за этими убийствами...

В руках режиссера Теренса Фишера, "Горгона" имеет все характеристики греческой трагедии. Фишер подчеркивает чувство обреченного романтика, где нет юмора и сарказма. Фильм серьезный от начала до конца, и только некоторые юмористические отступления приносит персонаж Кристофер Ли, чтобы хоть как-то уменьшить чувство обреченности и уныния. Центральная история любви между героями Ричарда Паско и Барбары Шелли, является одной из острых и грустных во всем творчестве Фишера. Персонаж Паско сначала теряет брата и любимого отца, чтобы потом найти замену в лице персонажа Шелли, но их отношениям приходит жестокий конец. Чересчур грустный фильм вышел, однако режиссёр берет зрителя не только грустными нотками. Барочная роскошь хаммеровских декораций и отличная операторская работа никуда не делись.

Не исчезла и атмосфера. Игра с цветом, текстурами, и звуковыми эффектами, идёт на пользу в нужных моментах, особенно перед появлением Горгоны. Фишер очень долго не показывал её зрителю, а в тех сценах, где без показа существа никак не обойтись, он снимал через паутины или колоны, добавляя саспенса. Но к финалу, по закону жанра, нам обязаны были показать главвреда, и в этом самый большой минус. Как сказал Кристофер Ли – "Единственное, что есть плохое в "Горгоне" это сама Горгона". Он прав, изначально актриса Барбара Шелли хотела сама сыграть Горгону, и даже советовала продюсеру использовать специальный парик с живыми зелеными садовыми змеями, для более реалистического эффекта. Эта идея была отвергнута из-за нехватки бюджета и времени, и в итоге сделали то, что сделали – какую-то ерунду на батарейках, от заряда которых, резиновые змеи шевелятся на парике. Без смеха на Горгону не взглянешь, по-видимому Крис Ли тоже "заливался" от смеха, и чуть случайно не снес голову актрисе играющую Горгону.

Ещё один минус кроется в сюжете, не смотря на такой оригинальный синопсис, ничего оригинального от фильма ждать не стоит. Сценаристы взяли сюжет про оборотня, заменили его Горгоной. Есть одержимый, в данном случаи одержимая, которая страдает от проклятия, проявляющееся только при полной луне. Своих жертв Горгона не раздирает, как вервульф, а превращает в камень. Также после просмотра осталось много вопросов: Почему спустя тысячи лет, дух Горгоны овладел человеком? Почему, этого не произошло раньше? Почему Намарофф, знающий, что происходит, не принял меры раньше? Много вопросов, которые остались без ответов. Непонятно почему Горгону звали Мегерой, отталкиваясь от греческой мифологии, Мегера - эта богиня мщения, и одна из трёх Эринний. Сценаристы напутали всё, как всегда.
Актеры молодцы, конечно больше всех выделяется дуэт Кушинг-Ли, а настоящим киноманам фильм интересен еще и тем, что старина Крис, здесь в кои-то веки не играет злодея, поменялись с Кушингом местами 🙂 Лишний только актер Ричард Паско (внешне похожего на Григория Явлинского), не его эта роль, надо было брать актера помоложе.

"The Gorgon" была выпущена 18 октября 1964 года, как поддержка другой хаммеровской картины "Проклятие гробницы мумии/The Curse of the Mummy’s Tomb", но оба фильма не принесли желанного успеха студии, и американские партнеры в лице Columbia, покинули Англию, оставив Hammer без необходимых инвестиций.
Оценка: 5+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.