Обзор фильма "Крик и снова крик"
Представляем вашему вниманию обзор фильма "Крик и снова крик / Scream and Scream Again" (1970)
Director: Gordon Hessler
Cast: Vincent Price; Alfred Marks; Christopher Matthews; Christopher Lee; Peter Cushing
У Милтона Суботски и Макса Розенберга из Амикус на руках был сценарий под названием "Крикун/Screamer", написанный самим Суботски, основанный на рассказе Питера Саксона "Дезориентированный человек/The Disorientated Man", опубликованном в 1967 году. В нем рассказывалось о попытке инопланетян колонизировать Землю с помощью сверхчеловеческих существ, собранных в стиле Франкенштейна из жертв убийств. Этот сценарий парни из Амикус отправили на утверждение своим американским партнёрам Сэму Аркоффу и Луису Хейворду из AIP. Ответ не заставил себя долго ждать. Боссы AIP дали своё согласие на съёмки, выделив бюджет в размере $350000, правда при одном, но важном условии, что фильм будет делать та же команда, которая работала над предыдущей хитовой картиной AIP "Продолговатый ящик/The Oblong Box", включая режиссера Гордона Хесслера, оператора Джона Кокийона и сценариста Кристофера Уикинга, а также обязательное участие двух жанровых звезд - Винсента Прайса и Кристофера Ли. Новая команда первым же делом отбраковала сценарий Суботски. Режиссёр Хесслер и сценарист Уикинг решили создать нечто среднее между "Блефом Кугана/Coogan's Bluff" и "Вторжением похитителей тел/Invasion of the Body Snatchers", поэтому они отказались от инопланетного элемента, присутствующего в романе, и сделали центральной темой генетические эксперименты в политических целях. Уикинг также сохранил оригинальную структуру романа, которая разворачивается в серии, казалось бы, не связанных между собой событий. В итоге получилась занимательная история про...
На одной из своих постоянных пробежек, некий мужчина падает в обморок, чтобы потом очнутся в странной больничной палате с ампутированной ногой, и каждый раз, когда бегун засыпает, он лишается очередной конечности...
Лондон. Скотланд Ярд обеспокоен серией жестоких убийств и изнасилований молоденьких девушек. В итоге полицейским всё-таки удаётся, не без жертв, выйти на след маньяка. Им оказывается молодой человек, обладающей феноменальной силой и не менее феноменальной способностью к выживанию. Убегая от полиции, маньяк прыгает в чан с кислотой, который принадлежит доктору Браунингу (Vincent Price), проводящий в своём загородном доме странные медицинские эксперименты...
Тем временем, в какой-то тоталитарной стране Восточной Европы, генерал Бенедек (Peter Cushing) недоволен поведением чиновника Конратса (Marshall Jones) практикующий жестокие пытки политических заключенных, но Конратс с легкостью устраняет всех не довольных, не обращая внимания на чин.
Англия. Глава британской разведки Фримонт (Christopher Lee) озабочен захватом военного летчика шпиона, сбитого над территорией этой тоталитарной страны. Конратс, теперь отвечающий за секретную службу, предлагает Фримонту необычное предложение - он обменяет сбитого пилота на все файлы Скотланд Ярда по делу загадочного маньяка...
Фильм переплетает три, на первый взгляд, несвязанные сюжетные линии: серия вампирских убийств в Лондоне, где молодые женщины становятся жертвами сексуального маньяка; деятельность тоталитарного режима в некой восточноевропейской стране; и эксперименты безумного учёного, стремящегося создать сверхчеловека. Эти линии постепенно сходятся, раскрывая связь между фантастическим, научным и политическим, но процесс их сближения оказывается скорее запутанным, чем увлекательным.
Сценарий пытается жонглировать множеством идей - от конспирологии до биоинженерии, - но не даёт ни одной из них достаточно времени для раскрытия. Зрителю приходится самостоятельно собирать пазл, что может быть как интересным, так и раздражающим, особенно если он ожидал более линейного хоррора. Ну а тот, кто готов принять нелинейность сюжета, то получит удовольствие от просмотра, ибо по намешано в фильме много – триллер, фантастика, политика, вампиры, маньяки, такое ощущение, что смотришь четыре разных фильма, и все эти четыре куска ни как не хотят складываться в едино, но уже ближе к финалу, весь сюжетный пазл собирается в одно целое, очень приятно целое, и после просмотра остается хорошее послевкусие.
Несмотря на полученный рейтинг PG, в картине найдётся место обнаженки и насилию. Экшн тоже присутствует, а вот диалоги сведены к минимумы. Проще говоря, создателям есть что показать в картине, чтобы побороться за внимание зрителя. Они сделали нескучный продукт, а чтобы полностью покорить сердечко аудитории, в картине задействованы три хоррор мастодонта – Винсент Прайс, Кристофер Ли и Питер Кушинг, кстати это их первое совместное появление, через 13 лет эта троица во второй и последний раз соберутся вместе на съемочной площадке хоррора Пита Уокера "Дом длинных теней/House of the Long Shadows". Так вот касательно "Scream and Scream Again", эти три звезды появятся в ничтожно маленьких ролях. Крис Ли будет периодически мелькать в кадре, а вот старина Кушинг забежал лишь в камео. Лишь у Прайса экранного времени будет по более, ну актёр не понимал о чём фильм, и как ему нужно играть, в итоге он жутко переигрывает и корчит неуместные гримасы, жаль, что мэтр пытался заруинить прекрасный фильм.
"Крик и снова крик" - это смелый и амбициозный эксперимент, который пытается быть одновременно хоррором, научной фантастикой, триллером и политической аллегорией. Несмотря на свои небольшие недостатки, фильм остаётся увлекательным благодаря оригинальному сюжету, сильным актёрским работам и умению Гордона Хесслера выжать максимум из скромных ресурсов. Это не типичный фильм от студии Амикус, и в этом его сила: он не боится быть странным, запутанным и необычным.
Для тех, кто любит классический британский хоррор и готов мириться с жанровой эклектикой, "Крик и снова крик" станет настоящим открытием. Как выразился один из рецензентов, "это фильм, который заставляет задуматься, кто употребил больше наркотиков - сценарист или монтажёр?". Но именно эта безумная энергия делает его таким запоминающимся.
Оценка: 7+/10