Обзор фильма "Шоу плоти и крови"

Обзор фильма "Шоу плоти и крови / The Flesh and Blood Show" (1972)

Director: Pete Walker
Cast: Ray Brooks; Jenny Hanley; Luan Peters; Robin Askwith; Candace Glendenning; Judy Matheson

К концу 60-х годов культовый режиссер Пит Уолкер банально устал снимать однотипные эротические комедии. Как он сам признавался в интервью, что съемки проходили всегда весело, но карьера буксовала на месте. Первая попытка выбраться из жанровой ямы произошла в 1971 году с выходом занимательной картины "Умри крича, Мэриэнн/Die Screaming, Marianne". Первый блин не оказался комом, картина весьма благоприятно показала себя в домашнем прокате и на некоторых европейских рынках. Успех подсказал Уолкеру в каком направлении ему нужно двигаться. Режиссер сродни героиновому наркоману не смог резко соскочить с иглы и выдал парочку эротических фильмов, чтобы потом окончательно завязать с нюдсами. "Шоу плоти и крови" стал первой работой Уолкера в жанре хоррор. Фильм, разделивший карьеру англичанина на ДО и ПОСЛЕ, что очень хорошо обыграно в названии. Раньше Уолкер снимал "плоть", то вторая половина его карьера это - "кровь". Данный фильм можно назвать своего рода "границей" в творчестве. Тут много "старого Уолкера", но всё больше появляется "новый Уолкер", которого ещё ни так много, но в будущем чаша весов с "кровью" перевесит "плоть" окончательно.

Производство фильма началось в начале 1972 года в маленьком городке Кромер на побережье Норфолка и в Брайтоне, на родине режиссера. Съемки на морском курорте вне туристического сезона всегда были выгодны с точки зрения затрат. Пустые гостиницы и апартаменты за небольшие деньги с радостью встречали киношников, а отсутствие снующихся туда-сюда туристов добавляли лишь одни плюсы. И вот на фоне колоритного театра "Pavilion Theatre", расположенного на пирсе в Кромере разыгралась грустная и жутко неоригинальная история про...

 

Неизвестный продюсер собирают группу молодых актеров для постановки пьесы "Шоу Плоти и Крови". Премьера должна состояться в Лондоне, но вся подготовка и репетиции должна пройти далеко от столицы, в маленьком прибрежном городке, в здании заброшенного театра, который не отрывал свои двери с середины 40-х годов. Ради экономии денег, вся труппа решает заночевать в театре, а утром начать репетицию. Однако первая ночка подкидывает жутких сюрпризов. Ночью актеров будет пронзительный женский крик, а вскоре они не досчитываются одной актрисы в своём составе. Режиссёр пьесы Майкл (Ray Brooks) уверен, что видел её обезглавленный труп в подвале, но приехавшая на вызов полиция находит лишь манекен без головы, а вскоре и находится прощальная записка от актрисы, которая решила просто вернуться домой.
Успокоившись, актёры приступают к репетиции, но Майкл до сих пор уверен, что видел мертвое тело актрисы, и что в здание театра есть ещё один незваный жилец, очевидно с недружелюбными намерениями...

Как видим, сюжет очень и очень банален, и это главный минус. Сценарий написал Альфред Шонесси, довольно именитый дядька со связями в королевской семье. За плечами Шонесси была целая россыпь сценариев от детских ТВ-шоу до триллеров студии Хаммер. Иногда Шонесси откладывал печатную машинку в сторону и лично руководил съемками. Он был режиссером первого в Великобритании фильма о рок-н-ролле "Six-Five Special" (1957). Самая его примечательная режиссёрская работа, в контексте обозреваемого фильма, это триллер 1961 года - "Подражатель/The Impersonator". В центре сюжета пантомим, который также является убийцей-психопатом. Одно из ключевых мест фильма, заброшенный театр, а центральная тема ленты - актер, скрывающего свое ужасное прошлое. Знакомый сюжет, не правда ли? В интервью Альфред Шонесси признался, что не любит эксплуатационное кино, и согласился написать сценарий ради денег нового опыта. По факту, он просто схалтурил, взял свой сценарий забытого всеми фильма, сделал пару косметических правок и вуаля, сценарий для "Шоу плоти и крови" готов. Хотя термин "правки" - это весьма натянутое определение, так как сценарий картины представляет попурри из очень старых фильмов. "The Flesh and Blood Show" был напрямую вдохновлен знаменитым детективом Агаты Кристи "Десять негритят". Сюжет и локация также перекликаются с "Брайтонским душителем/The Brighton Strangler" (1945), где по сюжету театральный актер получил травму головы и начал считать себе персонажем, которого совсем недавно играл в театре, а именно персонаж душителя. Еще одним предшественником данного фильма является "Люди не боги/Men Are Not Gods" (1936), британская картина, в которой актер, играющий Отелло, пытается убить свою жену, точно так же, как убийца из "Шоу плоти и крови". Но наиболее очевидная отсылка к оскароносному фильму Джорджа Кьюкора "Двойная жизнь/A Double Life" (1947), в котором Рональд Колман играет театрального актера, который настолько вживается в роль Отелло, что постепенно начинает терять связь с реальностью и становится жертвой тех же убийственных навязчивых идей, что и шекспировский мавр.

Отчётливо видно, как Уолкер и Шонесси просто собрали "Шоу из плоти и крови" из лоскутов старых фильмов, добавив штрихи Гран-Гиньоля и элементы джалло, а затем всё подкрепляется сложной паутиной подтекста. По итогу получился некое подобие айсберга, когда на поверхности торчат все признаки эксплуатационного фильма – саспенс, кровавые смерти, причинная и беспричинная обнаженка, а под водой скрыты метафоры, и грустная аллюзия на личную трагедию и боль режиссёра. А заканчивают своё "сшитое" детище - бестолковым 3-D финалом. Билеты на "Шоу плоти и крови" в те далекие года продавались как на стереоскопический фильм, а по факту, за весь 90 минутный хронометраж лишь в конце появилась одна секундная 3-D сцена. "Люди получили свои зеленые и красные очки в начале фильма, а поскольку они им не понадобились в течение часа, к финалу ленты большинство зрителей просто выбросили очки" - вспоминает в интервью Пит Уолкер. Как говорится – "ничего личного, просто бизнес".

Смог ли подтексты реабилитировать довольно медленный и мрачный триллер? Нет, не смогли. Размышления на темы - вседозволенности поколения, борьба прошлого и настоящего, вырождение истеблишмента и так далее, это хорошо, но зрители пришла не ради этого, и фильм с таким названием, очевидно, не располагает к рефлексии на серьезные темы. Саспенс есть, но критически мало. А вот жутковатая атмосфера постоянный гость в фильме, но тут создатели угадали с локациями и временем года. Маленький городок, где разворачивается события ленты, выглядит жутким сам по себе, даже без помощи маньяка, пронизывая изоляцией и одиночеством. Хронометраж под завязку забит болтовней и обнаженкой. Нет ничего плохого в обнаженки, а в "The Flesh and Blood Show" снялись внешне очень приятные барышни, но в данном случае, обнаженка сильно вредит повествованию и стирает серьезность, а ведь в картине скрыта грустная автобиографическая метафора.
Детство Пита Уолкера в Брайтоне было тяжелым. Он рано потерял отца, успешного комика, а вскоре из семьи ушла мать к новому мужу, отдав маленького Пита в детский дом. Действие "Шоу плоти и крови" разворачивается в том же месте, где рос будущий режиссёр. Его отец, как и антагонист Арнольд Гейтс, вероятно, ходил по доскам того же театра в конце пирса. Разница только в том, что в выдуманном мире фильма, потерянный отец возвращается, чтобы воссоединится с ребенком, которого он бросил 25 лет назад, а неверная мать остается мертвой. Эти параллели с личной биографией придают неожиданный пафос циничной эксплуатационной картине.

Пожалуй, самая спорная работа Уолкера лично для меня. После первого просмотра, я категорически не хотел принимать данное кино, считая его полным шлаком, лишь с некоторыми оговорками. Но спустя годы, поменял мнение о картине, есть в "Шоу" какая-то изюминка.
Оценка: 5+/10

Комментировать:

Вы не зарегистрированны Зарегистрируйтесь для комментирования.